СНИЛС – что это такое

Зеленая карточка пенсионного страхования присутствует у каждого гражданина РФ. Однако большинство лиц воспринимает ее как что-то бесполезное. Однако в США СНИЛС – это важнейший документ, без которого не удастся устроиться на работу, открыть счет в банке или взять квартиру в аренду. Россия постепенно двигается в том же направлении. Однако путь пролегает зигзагами. О том, что такое СНИЛС, зачем он необходим, а также как оформить документ, поговорим далее.

Что это такое

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (или СНИЛС) представляет собой документ, на котором отражен номер индивидуального лицевого счета. Это набор цифр, необходимых для идентификации гражданина. Свидетельство имеет физическую форму. Это ламинированная зеленая карточка, выступающая вещественным доказательством существования счета. На нее производится начисление от государства или работодателя. Процесс использования СНИЛС регулируется ФЗ №167 от 15 декабря 2001 года. Присваивание номера производится на основании специального алгоритма. Это позволяет исключить подделку данных и их дублирование.

На лицевой стороне СНИЛС отражается следующая информация:

Последний показатель в ряде ситуаций может отличаться от момента фактического получения страхового свидетельства. Номер присваивается гражданину один раз в жизни. В последующем код остается прежним, даже если производилась замена карточки СНИЛС. Человек обязан зарегистрироваться в системе пенсионного страхования. Правила действуют для граждан и иностранцев, официально трудоустроенных в России.

Зачем нужен индивидуальный страховой номер

Изначально СНИЛС задумывались в качестве аналога американской карты соцстрахования. Предполагалось, что свидетельство станет одним из основных документов. С его помощью предполагалось определять место официального трудоустройства, размер внесенных взносов, а также назначать пенсии, пособия, льготы и предоставлять госуслуги. Однако СНИЛС опередил время. Изначально страховой документ появился в 1998 году. В 2003 году он был подвергнут модернизации. В то время в стране отсутствовали единые базы данных госуслуг и соцобеспечения. Даже архивы соцстрахования еще не до конца перевели в электронную форму. Изменение ситуации начало происходить в двухтысячных.

Сейчас страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования требуется для:

Планировалось, что СНИЛС станет основной электронной картой. Она задумывалась в качестве средства персональной идентификации. Ее должны были привязать к номеру свидетельства. Карта начала предоставляться 1 января 2013 года. С ее помощью выполняется авторизация на портале Госуслуг. Лицо, владеющее документом и получившее страховой номер, может использовать электронную подпись, применяя ее для удостоверения ряда бумаг. Карточка СНИЛС применялась также для подтверждения личных данных пенсионера, выступала документом, позволявшим оплачивать проезд, заменяла полис ОМС, обладала собственным расчетным счетом и выполняла еще более десятка функций. Однако впоследствии возникли внешнеполитические осложнения. Появилась угроза потери конфиденциальности данных. Проект вышел слишком дорогим. Поэтому в декабре 2016 года произошло его прекращение. Сегодня от идеи объединить все электронные услуги и идентификаторы в рамках проекта «Электронный паспорт» отказались. Однако реализация и этой задумки также была приостановлена.

Процесс оформления СНИЛС

Сегодня свидетельство обязательного пенсионного страхования предоставляется практически сразу после появления на свет. Бумагу для ребенка получают его родители. Для этого отец или мать должны взять свой паспорт, свидетельство о рождении из архива и обратиться в ПФР по месту жительства или фактического пребывания. Допустима подача заявки в МФЦ. Если анкета была заполнена заранее, документ должны предоставить сразу в момент обращения. Такая информация приводится на официальном сайте ПФР. Если лица обращаются в МФЦ для получения индивидуального страхового номера, срок оформления продлевается до 5 дней. Правило действует, если документы оформляются для ребенка до 14 лет. Если лицо старше, оно может самостоятельно обратиться в Пенсионный фонд. При себе нужно иметь паспорт.

Обратите внимание! Госпошлина за оформление СНИЛС не взимается.

Если в страховом свидетельстве нуждаются взрослые жители или иностранцы, работающие в России, его возможно получить двумя способами: обратившись по месту официального трудоустройства или самостоятельно посетив территориальное отделение ПФР. Подать заявку можно и через МФЦ. В первом случае с заявителем заключается трудовой или гражданско-правовой договор на оказание услуг или выполнение работ. Затем работодатель должен предоставить данные лица для оформления СНИЛС в Пенсионный фонд. Процедура выполняется в течение двух недель. Получив сведения, представитель уполномоченного органа присвоит идентификационный номер и оформит свидетельство. Процесс занимает около пяти суток. Страховой документ высылается работодателю. Он обязан передать его сотруднику.

Если лицо решило самостоятельно оформить СНИЛС в Москве, действует тот же алгоритм, что и при получении свидетельства на ребенка. Предстоит обратиться в территориальное отделение ПФР. При себе нужно иметь паспорт. Здесь предстоит заполнить анкету. Когда действие осуществлено, СНИЛС выдается сразу же. Если обращение выполняется через МФЦ, процесс займет те же пять суток. Можно попросить оформить страховой документ третье лицо. Для этого потребуется подготовить доверенность. Она заверяется нотариально. Представитель вместе с пакетом документов отправляется в ПФР и получает свидетельство страхования от имени заявителя.

Если не оформить карточку

Выяснив, что такое СНИЛС, ИНН, гражданин узнает, что получение страхового номера считается обязательной процедурой. Пройти регистрацию обязаны лица, работающие официально. Правило действует в отношении жителей РФ и иностранцев. Однако ряд граждан отказывается оформлять страховой документ по идейным соображениям.

Это влечет за собой ряд затруднений:

Нередко страховое свидетельство выступает вторым документом, необходимым для получения кредита в коммерческих банках. Однако даже если его не потребуют, представитель организации может насторожиться из-за отсутствия номера в процессе проверки заемщика. Гражданин столкнется с проблемами при восстановлении стажа и отчислений за прошлые периоды. Придется посетить архивы, найти отчетность организации и производить оформление пенсии в ручном режиме.

Дополнительные нюансы

На практике страховой документ может быть утерян. Поэтому важно разобраться, как восстановить СНИЛС. В подобной ситуации сам номер не исчезает. Он по-прежнему закреплен за своим владельцем, а все отчисления работодателя продолжают учитываться. Если нужна карточка в натуре, потребуется посетить отдел кадров. Правило действует при наличии официального трудоустройства. Затем оформляется заявление на адрес территориального органа ПФР на предоставление дубликата. Форму бланка предоставит сотрудник кадровой службы. Если в восстановлении нуждается нотариус, предприниматель или адвокат, в Пенсионный фонд потребуется обратиться самостоятельно. Предварительно потребуется заполнить заявление. По аналогичной схеме восстановить страховой документ может неработающий гражданин. Если лицо проживает в регионе, в котором оно зарегистрировано постоянно, ехать домой не нужно. Допустимо обращение в организацию по месту временной регистрации.

Обратите внимание! Присутствует и альтернативный способ. Не так давно на сайте Пенсионного фонда появился сервис, позволяющий получить дубликат в режиме онлайн. Заявление подается через личный кабинет. Затем лицо сможет забрать готовое страховое свидетельство в территориальном подразделении.

Разобравшись, как получить СНИЛС, гражданин сразу же проходит процедуру оформления. Однако в процессе жизнедеятельности личные данные могут измениться. Подобное возможно, если женщина выходит замуж и меняет фамилию. Идентификационный номер присваивается на всю жизнь. Однако сведения в пластиковой карте могут не соответствовать данным, которые представлены в паспорте. Поэтому свидетельство потребуется обменять.  Процедура выполняется при помощи обращения в отдел кадров по месту трудоустройства или личном посещении территориального отдела Пенсионного фонда. Если в населенном пункте присутствуют МФЦ, их услугами также можно воспользоваться. Предстоит написать заявление. Его нужно дополнить зеленой карточкой. Выдача обновленного документа происходит по той же схеме, что и представление нового СНИЛС.

Получая свидетельство, нужно незамедлительно проверить его. Все данные должны быть указаны верно. Если обнаружена ошибка, нужно сразу же сообщить об этом представителю Пенсионного фонда или работнику отдела кадров. Подобное может произойти, если в системе данных ПФР присутствует искаженная информация или фамилия была внесена неверно в бланк для печати свидетельства. Расхождение информации с паспортными данными делает СНИЛС недействительным. Оказавшись в подобной ситуации, важно сразу обратиться за помощью, прибегнув к любому из вышеописанных способов. Корректировке подлежит само свидетельство. Гражданину предоставят новую карточку. Если требуется, данные будут изменены и в регистрационной записи. Обновленный документ будет предоставлен в те же сроки, в течение которых можно получить новый СНИЛС.

Заключение

СНИЛС выступает обязательным атрибутом граждан РФ и иностранцев, трудоустроенных в государстве. Документ необходим пенсионерам и лицам, продолжающим активную деятельность. К номеру привязывается информация о стаже, отчислениях в ФСС и ПФР, производимых работодателем за специалиста в течение всей карьеры. На основании информации производится начисление пенсии работнику, выплат пособий и предоставление льгот.

Изначально планировалось, что СНИЛС станет основой для проекта универсальной электронной карты, а также послужит для реальных целей. Однако реализовать задумку не удалось. Сейчас документ применяется в качестве идентификатора при авторизации на портале Госуслуг. Это дает возможность использовать возможности госорганов удаленно. Оформить свидетельство можно, обратившись к работодателю или в территориальное подразделение ПФР. Рекомендуется совершить визит в организацию, расположенную по месту проживания. Оформление производится и через МФЦ. Если документ был утерян, его можно восстановить. Замена СНИЛС осуществляется и в случае, если произошла корректировка личных данных. Номер присваивается один раз в жизни. Он действует бессрочно.